На сегодняшний день, в большинстве субъектов России этот рынок контролируется местными расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), которые создавались как унитарные предприятия или учреждения регионального или муниципального подчинения еще до начала активной фазы реформирования ЖКХ. В настоящее время многие из них продолжают свою деятельность как самостоятельные субъекты отрасли в различных организационно-правовых формах. Напомним, что с 1 января 2010 года расчетно-кассовые центры, осуществляющие деятельность по организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги должны иметь юридический статус платежных агентов либо банковских платежных агентов, как предусмотрено нормами Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Принятие данного закона приоткрыло дверь новым игрокам на рынке сбора платежей граждан за ЖКУ – биллинговым операторам, банкам и самим управляющим и ресурсоснабжающим организациям.
О чем бизнес
Начиная примерно с 2000-го года, собираемость платежей граждан за ЖКУ непрерывно растет как собственно и сами тарифы на ЖКХ, что, безусловно, заинтересовало банковское сообщество, так общая сумма платежей за ЖКХ по итогам 2009 года оценивается примерно в 300 млрд. рублей, а к концу 2010 года достигла примерно 500 млрд. рублей. Отметим, что речь идет только о городах, где сосредоточено наиболее активное население, и где у платежных агентов и банков развита инфраструктура, в малых муниципальных образованиях основные сборщики платы – Почта России и Сбербанк – два субъекта с самой крупной филиальной сетью по стране.
На сегодняшний день, биллинговый бизнес в городах с платежеспособным населением более чем рентабелен. Биллинговый центр, обрабатывающий платежи граждан за ЖКХ как хозяйствующий субъект – посредник между управляющими организациями, ТСЖ, ресурсоснабжающими предприятиями.
Главный актив такого биллингового центра – база абонентов – потребителей ЖКУ и до недавнего времени, ввиду отсутствия подобных баз, муниципальные РКЦ (они же ЕИРЦ) были фактически единственными обладателями подобных баз данных, поскольку и создавались властями именно для их формирования. Многие из них также брали на себя функции паспортных столов.
Про что речь
Деятельность аффилированных с администрациями РКЦ выгодна в первую очередь самим властям, поскольку появляется прямая возможность контролировать финансовые потоки как ресурсоснабжающих так и управляющих организаций города. Однако постепенная демонополизация рынка управления домами и ресурсоснабжения, а также принятие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" стала приводить и к развитию альтернативных способов оплаты ЖКУ населением. Рынком активно заинтересовались банки и ранее существовавшие операторы, прошла волна приватизация местных РКЦ. Многие управляющие и ресурсоснабжабщие организации, как владельцы баз абонентов, стали формировать свои собственные расчетные центры или переходить на прямые расчеты с населением. Основным параметром конкурентной борьбы является размер комиссионного вознаграждения платежного агента, в этом плане частный операторы на первых этапах проигрывали местным РКЦ, однако и здесь ситуация стала меняться после того, как у муниципальные РКЦ были переведены в статус платежных агентов. От всех эти преобразований безусловно выиграли банки и их агенты – именно они станут в итоге конечными получателями комиссий за переводы в пользу различных субъектов отрасли. А в скором времени нам обещают - «Национальную платежную систему» - результат лоббирования крупнейших банков страны по внедрению Национальной платежной карты, что в конечном итоге приведет к полному перераспределению рынка по сбору платежей граждан за услуги ЖКХ.
Тенденции
Местные власти видимо понимают суть грядущих преобразований и не хотят оставаться в стороне. Так правительство Свердловской области намерено взять под контроль основную массу коммунальных платежей на территории региона к осени 2011 года. В Свердловской области уже создана государственная компания «Региональный информационный центр» (РИЦ). В настоящее время она работает уже на территории 5 муниципальных образований. По информации предоставленной журналистам, эта региональная компания будет отвечать и перед гражданами, и перед правительством Свердловской области за достоверность произведенных расчетов. Это, якобы, позволит снизить задолженность за коммунальные услуги, сдержать темпы роста тарифов и искоренит нарушения в сфере ЖКХ – подчеркивают в Правительстве Свердловской области. Вместе с тем не до конца понятным остается вопрос, как быть с местными расчетными центрами, которые уже успешно работают во многих муниципалитетах Среднего Урала. В частности, с «Единым расчетным центром» (ЕРЦ) в Екатеринбурге, через который уже сейчас проходит до 80% коммунальных платежей города.
Власти обещают, что никакого давления на субъектов отрасли, в том числе существующих операторов не будет. По предварительным данным услуга созданного РИЦ будет несколько ниже по стоимости, чем ЕРЦ, что должно заинтересовать самих поставщиков услуг ЖКХ в переходе на обслуживание в РИЦ.
Как сообщает газета «Коммерсант», мэрия Перми также задумалась о централизации расчетов за ЖКХ в городе. С такой инициативой выступил мэр Игорь Шубин, обеспокоенный конфликтами между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями.
Крупнейший в регионе оператор по приему платежей граждан за ЖКУ - ОАО «Инкомус ВЦ». Компания владеет базой данных обо всем жилом фонде Перми. База данных «Инкомуса» — ключ в сборе всех коммунальных платежей в Перми: сюда поступает информация обо всех плательщиках. Однако оператор пока не намерен делится активом.
Таким образом прослеживается четкая тенденция на рынке сбора платежей граждан в пользу субъектов ЖКХ. Аффилированным к властям крупным операторам будет проще договорится с банками, через которые, так или иначе, пойдут основные потоки средств.