Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2009 № 611 утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.Данный документ придет на смену действующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2006 № 307. Новые Правила направлены в Министерство юстиции РФ для их государственной регистрации.
Напомним, что с 01.01.2009 г. ст. 157 ЖК РФ исключила полномочия Правительства РФ по установлению (в т.ч. изменению) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и установила такие полномочия за уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти РФ;
Министерство регионального развития России в соответствии с п. 5.2.6.15 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.01.2005, № 40 (в ред. 15.09.2009), подготовило новую редакцию Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Известно, что введены новые понятия, в том числе, «коммунальные услуги», «предоставление коммунальных услуг», обеспечение предоставления коммунальных услуг», что по словам экспертов – разработчиков позволяет соблюсти нормы ЖК РФ, признающие наличие коммунальных услуг у потребителя при любом способе управления многоквартирным или жилым домом, нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения, признающие гражданина абонентом энергоснабжающей организации (§6 гл. 30 ГК РФ), нормы Закона «О защите прав потребителей», устанавливающие обязанности и ответственность продавца перед потребителем.
Четко определены сферы регулирования и сферы распространения действия Правил, что позволит не допустить нарушения прав и интересов потребителей коммунальных услуг и соблюсти ст. 157 ЖК РФ.
Новые Правила должны урегулировать отношения по договору тепло-, энерго-, газо-, водоснабжению, возникающих между потребителем и поставщиком, исполнителем и поставщиком, урегулировать порядок применения Правил № 530, № 549 и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Определен статус управляющей организации и ТСЖ в отношениях, связанных с предоставлением или обеспечением предоставления коммунальных услуг гражданам, исходя из закрепления за управляющей организацией обязанности по предоставлению коммунальных услуг, перечень которых определен договором управления многоквартирным домом, и исходя из права ТСЖ принимать или не принимать на себя функции исполнителя.
Установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги исходя из следующего:
- размер платы за коммунальные услуги определяется по показаниям индивидуальных приборов учета с учетом норматива потребления на общедомовые нужды, по показаниям общедомовых приборов учета, по нормативам потребления;
- исключение корректировок;
- минимизация перерасчетов;
- реализация права потребителя на оплату объема фактически потребленных коммунальных услуг;
- упрощение расчетов платы граждан за коммунальные услуги;
- исключение несправедливого перераспределения на потребителей, установивших индивидуальные приборы учета, разницы в объемах коммунальных услуг.
Новыми Правилами также урегулированы:
- порядок определения объемов энергии, воды, газа, услуг водоотведения на границе эксплуатационной ответственности;
- права и обязанности потребителей;
- права и обязанности поставщиков в отсутствие исполнителей;
- обязанности собственников по надлежащему обслуживанию внутридомовых инженерных систем;
- отношения потребителей с продавцом газа в баллонах, твердого и жидкого топлива
- порядок проведения перерасчета за временное отсутствие с установлением возможности для исполнителя или поставщика в отсутствие исполнителя осуществления контроля за действительностью отсутствия потребителя;
- ответственность в отношениях по предоставлению или обеспечению предоставления коммунальных услуг.
По словам экспертов, участвовавших в процессе разработки новых Правила предоставления коммунальных услуг, причины, послужившие основой для изменения действующих Правил № 307 - их существенные недостатки, которые заключаются в следующем:
- применение понятия «коммунальные ресурсы» при непосредственном способе управления многоквартирным домом отрицает наличие у потребителей, проживающих в доме, собственники помещений в котором выбрали непосредственное управление, коммунальных услуг, что противоречит ст. 154, 157 ЖК РФ
- отсутствие прямого регулирования Правилами отношений РСО – потребитель и РСО – исполнитель привело к огромному количеству судебных споров относительно возможности распространения действия Правил на указанные отношения;
- обязательное признание исполнителями коммунальных услуг управляющих организаций или ТСЖ, что в отношении ТСЖ исключает возможность реализации права ТСЖ, закрепленного ст. 137, 138 ЖК РФ принимать или не принимать на себя функции исполнителя коммунальных услуг, а в отношении управляющей организации – права предоставлять потребителям те коммунальные услуги, перечень которых предусмотрен договором управления многоквартирным домом;
- порядок определения размеров платы за коммунальные услуги потребителям исходя из определения объема коммунальных услуг на вводе в дом в отсутствие общедомового прибора учета по расчету ресурсоснабжающей организации, распределения разницы объема коммунальных услуг на потребителей с индивидуальными приборами учета, необходимости проведения большого количества корректировок, перерасчетов, неприменения показаний индивидуальных приборов учета в ежемесячных расчетах приводит к разному порядку определения размеров платы в зависимости от способа управления многоквартирным домом, незаинтересованности потребителей в установке индивидуальных приборов учета, спорам потребителей по корректировкам и перерасчетам.
В самое ближайшее время, будет доступен текст новой редакции Правил. Известно, что он существенно отличется от проекта, который ранее был опубликован на сайте Минрегионразвития России.