Кому выгодна единая платежка
Автор: Юлия ИВАНОВА
В мэрии Томска началась работа по созданию единой квитанции. Чиновники объясняют это заботой о горожанах: дескать, люди смогут оплачивать услуги и выяснять все нюансы в одном месте, а поставщики – увеличить собираемость денежных средств. Каким образом эта квитанция повлияет на собираемость платы за услуги ЖКХ, никто толком не объясняет. Ясно одно: в условиях нынешнего кризиса томичам придется единовременно выкладывать кругленькую сумму. Оплачивать коммуналку по частям возможности больше не будет.
Щи – отдельно, мухи – отдельно
Некоторые томичи уже и сейчас пользуются так называемой «единой квитанцией». Это те горожане, которые являются членами ТСЖ. Жители домов, которые обслуживают управляющие компании, платят за коммунальные услуги по нескольким платежкам. Отдельно – текущий ремонт и содержание жилья, вывоз мусора и лифты. Отдельно оплачивается платежка за воду, присылаемая. Отдельно приходит квитанция за электроэнергию, и ее жители заполняют сами согласно показаниям счетчика. И, наконец, также отдельно платят томичи за тепло и горячую воду. Эти счета выставляют горожанам энергетики.
Насколько реально создание подобной единой квитанции, пока не ясно. Без согласия энергетиков муниципалитет может объединить только платежки за жилье и воду. В свое время томские энергетики уже хотели произвести подобное объединение платежей за предоставляемые им услуги и «слить» в одной платежке электроэнергию с оплатой за тепло и горячую воду. Однако влиться в общий ряд коммунальных платежей они горячего желания как не испытывали, так и не испытывают. Причем договориться с ними будет очень трудно. Во-первых, они сами занимаются начислениями, а во-вторых, сами печатают платежки. И платить кому-то за печать этих самых платежек они, похоже, не намерены. А расходы на печать будут немалые, причем отразятся они, естественно, на тарифе, а значит, на кошельках горожан.
Сейчас стоимость печати одной квитанции в ЕРКЦ (муниципальное предприятие Единый расчетно-кассовый центр Томска)– 2,5 рубля. Например, в свое время в ЕРКЦ едва ли не силком загнали «Водоканал», хотя у предприятия были свои принтеры и платежки для томичей печатались самостоятельно. После того как «Водоканалу» квитанции стали делать специалисты ЕРКЦ, за это пришлось выкладывать более 300 тысяч рублей в месяц. Что, естественно, не могло не отразиться на тарифе. Позже, когда «Водоканал» (ныне МУП ТЭК) возглавил городской депутат Кирилл Новожилов, предприятию удалось «вырваться на свободу» и вновь печатать платежки самостоятельно, чтобы сэкономить. Правда, на тариф это, разумеется, уже никак не повлияло.
«А мужики-то не знали»
Содание ЕРКЦ было в свое время на самом деле первым шагом к созданию «единой квитанции». Планировалось, что в новой системе должна быть сосредоточена полная информационная база данных: реестр жилого фонда, количество квартиросъемщиков, льготы, потребление коммунальных услуг и так далее. А мэрия будет контролировать все платежи. А главное, сможет воздействовать на тех, кто неправильно считает. Легко можно представить, чем кончились попытки томских чиновников контролировать начисления, например, энергетиков. Поэтому в итоге в ЕРКЦ удалось загнать только управляющие компании. Однако летом этого года попытки создать единую квитанцию возобновились. Но когда об этом было объявлено, энергетики заявили, что для них это стало новостью и чиновники с ними даже не посоветовались. Пока во всей этой затее с «единой платежкой» ясно просматривается только выгода мэрии. Ведь ЕРКЦ будет брать деньги за печать буквально со всех: и с управляющих компаний, и с энергетиков, и с МУП ТЭК. Когда чиновники заявляют, что будут контролировать правильность начислений, в это верится с трудом. Не так давно они уже заверяли, что с помощью ЕРКЦ будут внимательно отслеживать правильность начислений коммунальных платежей, поступающих от управляющих компаний. Однако сейчас все УК просто присылают в расчетный центр свои расчеты, где их просто печатают, ни капельки не интересуясь достоверностью цифр. И вообще за все время работы ЕРКЦ по поводу начислений ни с одной УК никаких разборок не было. Хотя у томичей вопросы возникают постоянно. Так что контроль за начислениями выглядит как обычные чиновничьи «хотелки». А вся работа ЕРКЦ сводится пока что к печати квитанций.
Что касается непосредственно томичей, то внешне на первый взгляд это выглядит удобно: приходит единая квитанция, которую надо оплатить. На самом деле нынешняя ситуация такова, что горожане за все ЖКХ сразу не платят. Что особенно важно в условиях кризиса, нарастающей безработицы и роста цен. Сейчас есть деньги – заплатили за квартиру, есть еще немного – оплатили электроэнергию. Единовременная оплата большого счета за коммунальные услуги по карману далеко не всем. А ведь если сложить все услуги вместе, то сумма получается немалая. Тем более что жители тех домов, которые обслуживают УК, платят за коммуналку почему-то намного больше членов ТСЖ. И это несмотря на неусыпный контроль за управляющими компаниями со стороны чиновников мэрии.
Газета «Томская неделя» от 07.08.2009 г.
http://tn.tomsk.ru/index.php?id=realty_details&tx_ttnews[tt_news]=4385&cHash