Не секрет, что проблема долгов в сфере ЖКХ остается животрепещущей. На сегодня ЖКХ и энергетика занимают второе место по долговым конфликтам после банковского сектора. Как мы недавно писали, на 1 января 2016 года задолженность только перед поставщиками электроэнергии составляла 223 млрд рублей, на 1 января 2017 года эта задолженность составила уже 253 млрд рублей. Для сравнения: в 2015 году задолженность составляла около 200 млрд рублей, то есть ежегодный прирост долгов составляет 20–25 млрд рублей. Если говорить о задолженности самих гарантирующих поставщиков на оптовом рынке и перед сетевыми компаниями, то на 1 января 2016 год они составили 120 млрд рублей, на 1 января 2017 года — 134 млрд рублей. По данным заместителя директора Департамента ЖКХ Минстроя Елены Солнцевой, задолженность организаций ЖКХ по всей стране, в том числе перед поставщиками энергоресурсов, составляет около 950 млрд рублей.
В Правительстве тем временем, чтобы сдвинуть решение этой проблемы с мертвой точки, предложили вообще убрать управляющие компании из цепочки платежей. Например, недавно в комитете Совета Федерации по экономической политике состоялся «круглый стол», посвященный данному вопросу. Как уверены в комитете, система расчетов населения за коммунальные услуги такова, что денежные средства поступают в ресурсоснабжающие организации от управляющих организаций со значительной задержкой или вовсе не поступают. Деньги идут на оплату иных расходов, не связанных с поставкой коммунальных Xесурсов, или аккумулируются на счетах недобросовестных управляющих организаций. Чтобы средства, которые собственники платят управляющим компаниям, перестали уходить на «латание» дыр в бюджетах управляющих компаний и прочие сторонние расходы, члены комитета предлагают создать в стране систему единых информационно-расчетных центров. Для этого нужно узаконить уже существующие в регионах, а там где их до сих пор нет — создать. Это, по их мнению, даст возможность населению напрямую рассчитываться с поставщиками коммунальных ресурсов. Подробнее о необходимости распространения ЕИРЦ высказался член данного комитета Юрий Липатов. «Сегодня передача в ЕРЦ расчетных функций должна обеспечить всю работу по единой общерегиональной методике и соблюдать принцип «одного окна», — заявил он. — «ЕРЦ призваны не только остановить рост долгов в коммунальной сфере, но и добиться стопроцентной собираемости платежей с потребителей». Правда он сам же и обратил внимание на возможные риски работы ЕИРЦ. «Это ошибки при формировании платежных документов, непрозрачная система их формирования, недостаточная работа с дебиторской задолженностью, перебои в функционировании колл-центров и электронных личных кабинетов пользователей, недостаточная законодательная проработки ответственности расчетных центров за своевременную доставку платежных документов, за своевременный перевод собранных с граждан средств и отправку их по назначению», — дополнил он.
О непрозрачности работы ЕИРЦ высказалась и Елена Солнцева. «Минстрой РФ провел оперативный мониторинг деятельности информационных расчетных центров в РФ, проанализировал стоимость оказываемых услуг», — заявила она. — «Подавляющее большинство центров в настоящий момент принимают платежи населения на собственные расчетные счета, и распределение средств в пользу конечных получателей — ресурсоснабжающих организаций — является непрозрачным. Мы видим ситуацию, когда денежные средства несоразмерно длительное время удерживаются на счетах расчетных центров».
В связи с этим Минстрой предлагает ввести обязательную типовую форму единого платежного документа, которая обеспечит зачисление средств непосредственно на расчетные счета конечных получателей — ресурсоснабжающих организаций и лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом. «Предлагается установить, что расчетный центр ни при каких условиях не приобретает прав на средства, которые внесены потребителем в счет платы», — подчеркнула Солнцева. — «Мы считаем необходимым обеспечить полную прозрачность информации о деятельности расчетного центра».
Сторонники этой идеи полагают, что расчетные центры позволят повысить уровень собираемости платежей с 70–80% до 100% за счет минимизации цепочки «поставщик-потребитель».
Стоит заметить, что власти Московской области стали создавать систему ЕИРЦ еще несколько лет тому назад. «В 2013 году была начата работа по созданию в Московской области ЕИРЦ», — рассказал областной министр ЖКХ Евгений Хромушин. — «Самый тяжелый год был 2015, когда мы фактически один миллион счетов перевели на обслуживание по ЕИРЦ. Почти на 400 тысяч эту работу увеличили в 2016 году. План на 2017 год — завершить внедрение повсеместно в Московской области, это еще 400 тысяч населения. Процесс внедрения — сложный ручной инструмент. Без мощной организации, которая проводит расчет по другим коммунальным услугам, реализация проекта на территории такого региона была бы в принципе невозможна».
По данным пресс-службы МосОблЕИРЦ, число абонентов организации с начала 2017 года увеличилось почти на 100 тысяч. В настоящее время на обслуживании МосОблЕИРЦ находится свыше 2 миллионов лицевых счетов в 56 муниципальных образованиях. Правда не везде внедрение данной системы идет гладко. Например, недавно был сбой работы программного обеспечения МосОблЕИРЦ в Балашихе. Данную ситуацию комментировал замглавы администрации городского округа Балашиха по вопросам ЖКХ Сергей Чабан. «У нас на территории микрорайона Балашиха работают три крупных управляющих компании: «Град+Сервис», «Квартал», «Квант 7», — пояснил он. — «Они заключили договор по подготовке Единого платежного документа с МосОблЕИРЦ. Буквально в течение последних двух месяцев МосОблЕИРЦ изменил программное обеспечение. Это внутренние технические моменты, которые, по мнению МосОблЕИРЦ, позволят упростить процедуру подготовки Единого платежного документа, систематизировать, исключить возникновение каких-то ошибок в будущем. Тем не менее, при переходе от одной системы программного обеспечения к другой, у нас произошли сбои, и это мы сейчас фиксируем: получаем обратную связь и от населения, и от управляющих компаний».
Недовольство МосОблЕИРЦ возникло в прошлом году и в Пущино. Там обанкротилось МУП ЖКХ. А на его месте возникла новая компания с аналогичным названием. Новое предприятие МУП ЖКХ не стало заключать договор с МосОблЕИРЦ. Вместо этого там создали собственный расчетно-кассовый центр, закупили ПО и наладили работу с платежами. «На самых первых собраниях с жильцами меня удивило то, сколько недовольства вызывает МосОблЕИРЦ», — заявил директор МУП ЖКХ Илья Любомудров. — «Потом сам обратился туда с вопросами по платежам, ответа нормального не получил. Когда посмотрел его договор, понял — не выгодно. Просит дорого, а обязательств почти никаких не несет».
По его словам, МосОблЕИРЦ допускает ошибки в начислениях, работу с должниками не ведет, но снимает по 10% с каждой суммы, которую удалось выбить с должника юристам управляющей компании. Только агентские обойдутся населению Пущино в пять миллионов рублей в год.
«На эти деньги можно сделать 6–7 капитальных ремонтов кровель. Зачем же их отдавать на сторону? Мы активно развивающаяся компания, закупаем технику, через год рассчитываем выйти на рентабельность», — говорит Любомудров.
Но пока, подчеркнем, ЕИРЦ — выбор каждого отдельно взятого региона. Минстрой же предлагает создавать их в обязательном порядке. У этой идеи есть и критики. Так, например, ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев отметил, что «это дико и неадекватно». «Зачем это чиновникам?» — задается он вопросом. — «Во-первых, чтобы минимизировать удержание частью управляющих организаций уплаченных платежей частных собственников и муниципальных нанимателей. Механически. Путем лишения права всех (УО, ТСЖ, ЖСК) самостоятельно начислять причитающуюся им плату за ЖКУ и приема платежей на свой счет. Думаю, что такое ограничение дико и неадекватно. Нужны иные способы борьбы с невыполнением обязательств перед РСО. В частности, спецсчета домов. Но такой нецентрализованный вариант власти не нравится. Слишком много самостоятельности у собственников. Нужно дать право собственникам открывать спецсчета домов, а не строить всех». Также он раскритиковал единый платежный документ. По его мнению, в его введении под прикрытием удобства для жителей кроется «лукавство и передергивание, стремление прикрыть выгоду лоббистов интересами людей». «Это примитивно», — объясняет он. — «Достаточно ГИС, если кто-то хочет все увидеть в одном месте. Но навязывать всем одну организацию, которой нужно все поручить, что связано с расчетом и сбором платы — навязывание монополии (сегодня её нормативно пока нет), ограничение усмотрения собственников в конкретных домах (сегодня они по ЖК сами в доме пока решают как вносятся платежи). Право самим решать, кто и как будет начислять платежи за ЖКУ, нужно оставить. А как вносить (идти в банк, на почту, в кассу, к терминалу, через банк-онлайн) каждый плательщик должен сам, без губернатора, мэра, Минстроя». «Я считаю, что улучшить и облагородить идею ЕИРЦ нельзя», — заключает он. — «Она порочна изначально. Опыт 90-х по расщеплению платежей при уровне сбора 50–70% сегодня не актуален. Нужно двигаться к рыночным отношениям, а не к монополизации. Если каким-то УО, ТСЖ или ЖСК хочется поручить РЦ расчет платы и подготовку платежных документов, то они это сделают без государства».
http://vseogkh.ru/77/news/gkh/3952