По оценке экспертов, годовой оборот в ЖКХ сегодня превышает 4 триллиона рублей, это 7 процентов от ВВП страны. Платежи населения за воду, свет, газ и тепло составляют 1,8 триллиона рублей, а уровень задолженности - всего 2 процента. Между тем, для бизнеса этот рынок не представляет интереса, сегодня объем частных инвестиций в коммуналку не превышает и восьми процентов от ее годового оборота. Среди причин нежелания работать в коммуналке предприниматели называют коррупцию, непрозрачность финансовых процедур и кумовство.
Но в ближайшее время ситуация может кардинально измениться - эксперты предложили меры, которые помогут сделать отрасль более привлекательной для частников. "При условии сокращения потерь и объемов потребления, реализация наших планов позволит ежегодно экономить несколько сот миллиардов рублей", - заявил Андрей Чибис, руководитель Рабочей группы по развития ЖКХ Экспертного совета при правительстве.
О каких же мерах идет речь? Ключевой инновацией должен стать переход к долгосрочному тарифному регулированию. "От регулируемых тарифов мы переходим к фиксированным на 3-5 лет. Никто теперь не имеет права в течение периода регулирования пересматривать установленные параметры, - пояснил он. - С 2014 года эта норма заработает в пилотном режиме, а с 2016 года - годовых тарифов не останется совсем". То есть, отныне новые губернаторы на основании своих политических обещаний смогут поднять или опустить тарифы только в том случае, если компенсируют убытки компаниям.
Эта "определенность" позволяет гарантировать доходность инвесторов 12 процентов годовых. "Несмотря на то, что деятельности монопольные, эти цифры мне представляются достаточно привлекательными", - уточнил Андрей Чибис.
Помимо этого, правительство намерено по максимуму привлекать частников к управлению инфраструктурой. "Мы будем фиксировать текущее техническое состояние, например, теплосети и задавать целевые показатели по изменению ситуации, - отметил эксперт. - Выиграет та компания, которая будет готова достичь этих целей быстрее и дешевле. Такого рода конкуренция предусмотрена новым законом о концессионных соглашениях". Среди беспрецедентных защитных механизмов для концессионера - возможность использовать соглашения в качестве обеспечения по кредитам, обязанность "зашивать" формулу цены в самом концессионном соглашении, а при расторжении соглашения, инвестор сможет компенсировать вложенные средства.
К 2016 году на основе концессиональных соглашений частникам планируется передать все неэффективные государственные и муниципальные предприятия в сфере ЖКХ, добавил Чибис.
Привлечь инвесторов можно также и отменой политического управления размером платежа. "В поручении, которое все отрасли и регионы получили в этом году, было 6-процентное ограничение роста совокупного платежа, - сказал Андрей Чибис. - Но такие вещи регионы должны знать заранее". Так, согласно законопроекту, принятому в первом чтении Госдумы, такие ограничения с 2014 года правительство будет устанавливать один раз в 5 лет.
Планируется также ужесточить ответственность для неплательщиков. В новом законопроекте предусмотрено увеличение пенни за просрочку платежа до 17 процентов как для граждан, так и для управляющих компаний, применение с 2015 года повышающих коэффициентов в отсутствие приборов учета, а также лишение недобросовестных управляющих компаний права заниматься профессиональной деятельностью.
Эти меры позволят ежегодно привлекать до 500 миллиардов инвестиционных рублей, уверены специалисты. По словам директора департамента жилищной политики и ЖКХ минрегиона Валентины Антроповой, до конца года уже будет определен приблизительный круг инвесторов.
А как это отразится на рядовом потребителе? По мнению специалистов, конкуренция среди частных инвесторов наверняка повысит качество предоставляемых услуг. "Люди за качество платить готовы, но это качество должно быть не абстрактным понятием, а реальным - чистая вода без запаха, тепло без аварий не менее 18 градусов и свет без отключений. И бюджетные вливания пока этого гарантировать могут не всегда".
Между тем эксперты подвели предварительные итоги действия социальной нормы потребления электроэнергии в экспериментальных регионах - Владимирской, Нижегородской областях, Забайкальском и Красноярском крае, а также Орловской и Ростовской областях. "Не менее 40 процентов семей полностью попадают в соцнорму, не менее 70 процентов - соцнорма покрывает 75 процентов потребления, - заявила Наталья Невмержицкая, председатель правления некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. - В регионах, где она действует с 2005 года, разница в тарифе уже составляет более 30 процентов. В таких регионах максимальное отличие платежа для семьи, которая всего на 50 процентов укладывается в соцнорму (менее 10 процентов семей) составляет 500 рублей".