Ключевые нормы закона об оплате капитального ремонта жилья Госдума планирует утвердить в декабре. А вчера Фонд содействия реформированию ЖКХ разъяснил суть обсуждаемых нововведений в жилищном законодательстве: оплачивать будущий ремонт придется в первую очередь гражданам и региональным бюджетам, а федеральный бюджет свое участие в финансировании капремонта сократит. Финансовая нагрузка на население ощутимо увеличится по сравнению с прошлыми отчислениями на капремонт – признают в Фонде ЖКХ.
Власти планируют сократить участие федерального бюджета в финансировании капитального ремонта жилья и модернизации коммунальной инфраструктуры и переложить нагрузку на региональные бюджеты. Участие регионов в финансировании капремонта увеличится с 30% до 35–70%. Также возрастет финансовая нагрузка на население. «Собственникам жилых помещений необходимо будет обеспечить не менее 15% софинансирования объема региональных фондов капремонта», – поясняется в материалах Фонда ЖКХ. Чиновники уверены, что граждане и сами не против раскошелиться на капремонт – правда, при непосредственном участии государства. «По итогам социологического опроса ВЦИОМ, проведенного в сентябре этого года, 36% россиян считают, что оплачивать расходы на капитальный ремонт своего жилья и общего имущества дома должны собственники, но при участии государства. Еще 12% уверены, что это прямая обязанность собственников», – указано в материалах Фонда ЖКХ.
Вчера «НГ» обратилась в Фонд ЖКХ за более подробными разъяснениями. Как пояснили в фонде, если обсуждаемые нововведения вступят в силу, то «графа «на капремонт» появится в виде отдельных платежных документов с 1 января 2014 года. Платежи «на капремонт», которые осуществлялись ранее и будут осуществляться до 1 января 2014 года, производятся на основании решения собственников жилых помещений». При этом «минимальный взнос собственников жилья (кроме домов, признанных аварийными) за капремонт устанавливается органами государственной власти субъекта РФ в срок до 1 июля 2013 года. Размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт может быть увеличен только на основании решения самих собственников. Минимальный взнос обязаны будут платить все собственники жилья». Примечательно, что «финансовая нагрузка дифференцироваться не будет». То есть получается, что малоимущим собственникам жилья – допустим, пенсионерам, приватизировавшим квартиру, – придется платить столько же, сколько и обеспеченным семьям.
В Фонде ЖКХ продолжают: «Поправками закрепляется возможность выбора собственниками жилья в многоквартирных домах системы финансирования капитального ремонта – самостоятельное накопление путем перечисления средств на номинальный счет в банке или передача взносов на капитальный ремонт в собственность регионального оператора с обязательством последнего обеспечить проведение капитального ремонта в установленный срок». Если собственники жилья не выбрали сами способ формирования фонда ремонта, то по умолчанию их взносы направляются региональному оператору. Контроль за деятельностью операторов будут осуществлять региональные и муниципальные органы власти, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Чиновники уверяют: собственники жилья смогут проконтролировать эффективность расходования средств. Так, перечисление собранных средств на капремонт будет осуществляться только по решению собрания собственников жилья. Сначала будут выделяться 30% средств, остальные 70% будут перечисляться после подписания собственниками акта о приемке работ. Региональные власти будут обязаны публиковать план-график проводимого капремонта на 20 лет с ежегодной актуализацией. В Фонде ЖКХ уточнили, что все эти нововведения нацелены в том числе на обеспечение прозрачности расходования средств по целевому назначению.
Независимые эксперты предупреждают о повышении квартплаты, которое станет болезненным – особенно на фоне ожидаемого роста налога на недвижимость. Не очень верят эксперты и в возможности эффективного контроля за расходованием средств. В стране так и не создана эффективная система контроля, отмечает начальник юридического отдела Ланта-Банка Мария Крючкова. «Для граждан прозрачности не прибавится, поскольку произойдет банальное увеличение квартплаты. Проверкой эффективности могут заняться только юридически и финансово грамотные и активные граждане, а таких у нас немного», – соглашается ведущий инвестиционный консультант «Солид менеджмент» Сергей Звенигородский. При этом председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе уверен, что, если средства расходовать эффективно, то их уже сейчас вполне хватало бы на качественный и своевременный ремонт. Эксперты напоминают, что граждане и раньше годами платили за будущий ремонт жилья и общего имущества. Государство взимало за это плату и в советское время, и в новейшее. И это были далеко не копеечные суммы, а внушительные статьи расходов семейного бюджета. И в принципе возникает вполне логичный вопрос: что же случилось с теми средствами, собранными со всего населения страны? Жилой фонд ветшает быстрее, чем государство успевает его отремонтировать, коммунальная инфраструктура с каждым годом становится все изношеннее, и даже если коммунальщики и проводят ремонт в жилых домах – далеко не всегда он качественный.
По мнению ряда экспертов, государство в целом не смогло обеспечить сохранность и целевое использование всех собранных ранее средств. Как замечает Константин Трапаидзе, деньги, которые взимались с населения, в частности, в советское время, точно так же, как и личные сбережения граждан СССР, сгорели. Далеко не всегда по назначению расходовались и те средства, которые собирались с граждан в течение последних лет. Впрочем, государство не отказывается вообще финансировать капремонт – оно лишь стремится уменьшить свою долю, постепенно перекладывая это бремя на собственников жилья. Ведь полный отказ государства оплачивать капремонт тут же обернется ростом социальной напряженности. Однако главной проблемой нововведений в жилищном законодательстве были даже не перечисленные выше сложности, а стремление чиновников учредить общий котел ремонтных платежей. Предполагалось, что в этот котел будут скидываться все собственники жилья. А муниципальные чиновники потом сами будут решать, какой дом за эти средства отремонтировать в первую очередь, а какой не ремонтировать. И жители тех домов, которые в понимании чиновников не столь разрушены, могли бы ждать ремонта десятилетиями. По мнению председателя комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской, это была бы порочная практика, ведь чиновники получили бы доступ к очень аппетитному куску собранных с населения денег. И легко догадаться, какие искушения у них в этом случае возникли бы. Поэтому Хованская призывала: если граждане должны оплачивать капремонт, то пусть хотя бы они платят за ремонт своего дома, а не чужого. Как отмечала месяц назад Хованская, премьер Дмитрий Медведев в принципе согласился с ее доводами. Судя по тому, что вчера ответил «НГ» Фонд ЖКХ, власти решили дать гражданам право выбора – отчислять средства на номинальный счет в банке или в тот самый общий котел. Главное – этим правом воспользоваться. Ведь по умолчанию взносы будут направлять в общий котел.
Источник информации: http://www.cnis.ru/?nid=303