Средства массовой информации сейчас активно рассказывают, что Госдума собирается принимать закон, по которому жители будут оплачивать все жилищно-коммунальные услуги по одной квитанции. То есть вся страна должна будет сделать то, что давно сделано в нашем городе: создать единый расчетный центр, который и будет все рассчитывать, печатать квитанции и взимать с граждан деньги. А потом уже отправлять их по назначению: за тепло - в тепловые компании, за воду - в «Водоканал», за мусор - перевозчикам. В общем, работать как ВЦКП. Но как же быть с двумя обстоятельствами? Во-первых, вроде бы суд признал существование ВЦКП незаконным. Во-вторых, куда денутся прямые платежи за тепло, которые многие горожане вносят по отдельным квитанциям?
Для начала, очевидно, следует рассказать о судебном решении в отношении ВЦКП - вычислительного центра коллективного пользования. Речь идет об арбитражном процессе, в котором ВЦКП опротестовывал предписание региональной антимонопольной службы. Суд решил, что ФАС права, а ВЦКП - нет.
В предписании антимонопольного ведомства сказано, что по роду своей деятельности ВЦКП является платежным агентом, который перечисляет деньги, уплаченные гражданами, ресурсоснабжающим и управляющим компаниям. По закону, он должен делать это не позднее следующего дня после поступления каждого платежа.
Однако ВЦКП нередко задерживал средства, «преследуя свою экономическую выгоду» (цитата из заключения УФАС). Выгода эта состоит в том, что ВЦКП заключил соглашение с банком, по которому банк начислял проценты на остаток денег на счету. УФАС и предписал: расторгнуть соглашение и без задержки передавать деньги по назначению.
Иными словами, в суде речь шла не о незаконности существования ВЦКП, а лишь об одном его действии. В целом же работу ВЦКП ценят в Смольном, хвалят на федеральном уровне. Да и граждане, как показывает практика, в основном больше доверяют розовым квитанциям, нежели каким-либо другим.
Что касается думского законопроекта о всероссийском переходе на единую платежку, то работа над ним началась летом текущего года, и Комитет Думы по ЖКХ еще только готовит его к первому чтению.
Инициаторы проекта - семь депутатов - собрали кое-какие аргументы в пользу своего предложения. Они, к примеру, опираются на данные госжилинспекции РФ о том, что в 2018 году до 60% обращений в региональные ГЖИ были связаны с неправильным начислением квартплаты. И якобы основной причиной ошибок стал тот факт, что каждый поставщик ресурсов выставляет собственные счета, которые сложно проконтролировать. К тому же нередко данные о площадях дома и количестве проживающих в разных платежках не совпадают. Инициаторы законопроекта отмечают, что у них накопилась масса примеров, когда граждане в различных регионах отказывались оплачивать многочисленные счета.
Кроме того, депутаты подчеркивают, что производство нескольких счетов дороже, нежели одного общего (расчет, печать, доставка). Приводят инициаторы и другие аналогичные аргументы, которые, надо признать, собраны по методу «все в одну кучу».
Стоит особо отметить, что и в Петербурге, где две трети населения получают розовые счета, тоже нередки случаи недовольства, жалоб на ошибки в начислениях, двойные квитанции и проч. В Ленинградской области, где как раз издавна применяются раздельные квитанции, - тоже немало подобных жалоб. Так что никакой взаимосвязи между количеством квитанций и ошибок не прослеживается. А уж назвать наличие нескольких платежек в качестве причины отказа оплачивать коммуналку и вовсе выглядит нелепо. Не стоит ли депутатам поискать причину в чем-то ином? К примеру, в неуемном росте тарифов.
В самом факте появления данного проекта прослеживается какая-то болезненная тяга Госдумы постоянно менять жилищное законодательство, причем без учета опыта, сложившегося в разных регионах. Сегодня все должны встать и пойти налево, завтра развернуться и - направо, потом стоять на месте, упасть и отжиматься...
Системы платежей в регионах уже сложились. Они, разумеется, видоизменяются, приспосабливаются к современным реалиям. Постепенно граждане переходят на оплату через терминалы и личные кабинеты на сайтах управляющих и ресурсных компаний. В таких случаях и платежки, как правило, уже не нужны. Поставщики тепла и воды в ряде случаев пользуются законной возможностью переходить на прямые платежи.
В Петербурге это мера не постоянная и, можно сказать, не системная. Используется в основном как способ наказать управляющую компанию, которую заподозрили в мошенничестве с деньгами населения. В целом же ресурсникам невыгодно самим заниматься платежками: это требует отдельного штата и дополнительных расходов.
В общем, все развивается поступательно. И вдруг появляются семь депутатов-самураев, которым представляется правильным вмешаться в естественный процесс и вызвать очередную лихорадку в ЖКХ, которому и без того живется несладко.
https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/v-rossii-scheta-za-uslugi-zhkkh-nachnut-oplachivat-po-edinoy-kvitantsii/