О необходимости расторжения РКЦ договоров с банками на прием платежей граждан за ЖКУ

   В соответствии с внесенными изменениями в Закон №103-ФЗ с 29 сентября 2011 года заключение с кредитной организацией договора об осуществлении приема платежей физических лиц, по условиям которого кредитная организация будет выступать платежным агентом, признается неправомерным (не допускается). Что же касается заключенных ранее договоров с кредитными организациями, в которых такие организации выступают в роли платежных субагентов, то в соответствии с Письмом Банка России от 07.07.2011 N 99-Т "О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе", такие договоры подлежат расторжению со дня вступления в силу Закона N 162-ФЗ, т.е. с 29 сентября 2011 года.

   Обращаем внимание, что в п. 2 указанного Письма Банка России содержится положение о том, что «Кредитные организации, заключившие до дня вступления в силу Закона N 162-ФЗ договоры с получателями средств об осуществлении в их пользу переводов денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов, после вступления в силу Закона N 161-ФЗ руководствуются требованиями части 1 статьи 4 Закона N 161-ФЗ, предусматривающей, что оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».

   Приведенное положение из Письма Банка России некоторые кредитные организации трактуют таким образом, что «организация, являющаяся оператором по приему платежей физических лиц в силу договора  об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенного с поставщиками, может одновременно иметь договоры с поставщиками, предусматривающие прием на ее расчетный счет (в т.ч. отдельный, но не специальный счет платежного агента №40821) безналичных платежей физических лиц и осуществление последующих расчетов с поставщиками…, наличие у организации статуса платежного агента не исключает возможности заключения с такой организацией договора о переводе в ее пользу денежных средств по поручению физических лиц с открытием банковского счета или без открытия банковского счета, при условии наличия у такой организации надлежаще оформленных полномочий по приему безналичных платежей в пользу поставщиков».

   Приводя изложенные аргументы, банки предлагают расчетным центрам сохранить договоры, по условиям которых банки осуществляют перевод безналичных платежей физических лиц на расчетный счет расчетного центра, но не получателей платежей (РСО, УО и т.д.). По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации у расчетного центра отсутствуют надлежаще оформленные полномочия по приему безналичных платежей на свой расчетный счет в пользу поставщиков ввиду следующего.Единственным вариантом получения расчетным центром денежных средств в пользу организаций ЖКХ, который исходит из норм Гражданского кодекса РФ, является условие об исполнении им функций агента организации ЖКХ с элементами договора комиссии (п.1 ст.1005 ГК РФ, п.1 ст.990 ГК РФ). Однако, в соответствии с позицией ВАС РФ (п.22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.04 № 85) предметом договора комиссии не может являться получение задолженности потребителей. Предметом договора комиссии может быть только участие комиссионера (агента) в сделке. Под сделкой в деятельности организаций ЖКХ признается предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителям.

   Поскольку расчетный центр не может быть участником такой сделки (он не осуществляет действия по предоставлению жилищно-коммунальных услуг), то он не может, как комиссионер, получать платежи организаций ЖКХ на свой расчетный счет в безналичном порядке, через кредитные организации. В свою очередь, банки осуществляют прием платежей граждан за ЖКУ исключительно в соответствии с банковским законодательством, а, следовательно, по поручению физического лица денежные средства граждан подлежат перечислению только получателям средств - исполнителям услуг, каковым расчетный центр не является. При этом обращаем внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона №161-ФЗ, «Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств». А в п. 6 указанной статьи содержится положение о том, что «В осуществлении перевода денежных средств наряду с оператором по переводу денежных средств, обслуживающим плательщика, и оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, могут участвовать другие операторы по переводу денежных средств (далее - посредники в переводе)» (при этом под операторами по переводу денежных средств, согласно ст. 11 Закона №161-ФЗ, понимаются  Банк России; кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)").

  Следовательно, положения Закона №161-ФЗ, регламентирующие порядок перевода денежных средств и требования к деятельности оператора по переводу денежных средств, не предполагают участия расчетных центров в переводе денежных средств, предназначенных в оплату ЖКУ. Также обращаем внимание, что порядок и формы оплаты гражданами ЖКУ путем внесения наличных платежей за ЖКУ изложены в ст.37 Закона о защите прав потребителей. В указанной статье такие варианты ограничены. Поскольку одной из функций расчетных центров является получение наличных платежей граждан за ЖКУ, то такая деятельность регулируется Законом № 103-ФЗ, а, следовательно, в отсутствии собственных касс у расчетного центра требуется соблюдение правил приема таких денежных средств в кассы или терминалы платежных субагентов. Так как кредитные организации не могут выступать платежными субагентами с 29.09.2011г., то соответствующие договоры между расчетными центрами и кредитными организациями подлежат расторжению, а продолжение сложившихся отношений с кредитными организациями по договору на прием платежей населения в адрес расчетного центра влечет признание такой деятельности не соответствующей законодательству.

24.10.2011 г. http://jilkom.ru/content/articles/analitika.php?ID=3215