10-11 марта 2011 г. в Москве с участием специалистов Минрегионразвития РФ, Федеральной службы по тарифам и других заинтересованных организаций прошел Всероссийский практический семинар «Государственная политика в области тарифного регулирования и реформирования организаций ЖКХ" . Помимо вопросов, касающихся тарифообразования на услуги организаций коммунального комплекса, участники семинара высказали свое мнение по изменениям, вносимым в Жилищный кодекс РФ, связанные со снижением рисков неплатежей управляющими организациями. Одним из предлагаемых способов решения этой проблемы является переход ресурсоснабжающих предприятий на прямые расчеты с населением - потребителями коммунальных услуг.
Свое мнение по этому вопросу высказал С.Иванов, генеральный директор компании «Водоканал-Инвест-Консалтинг».
– Как вы расцениваете возможность перехода на «прямые расчеты» ресурсоснабжающих предприятий с собственниками жилья? Ждете ли вы этого нововведения?– Очень жду. Но есть позиция Института экономики города, который является основным разработчиком Жилищного кодекса. Он категорически против. Я считаю, что в Жилищном кодексе эта норма была ошибкой. Когда запретили прямые расчеты собственников с ресурсоснабжающими организациями, то фактически меня, как собственника, ущемили в правах. Я считаю, что могу, имею право рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями, если хочу. Потребитель должен выбирать способ, а не кто-то за него. Почему я должен платить деньги управляющей организации, которая завтра может стать банкротом, и что я потом буду иметь? А ресурсоснабжающая организация на полном основании, на основании законодательства, может расторгнуть договор в связи с неоплатой и отключить дом. Я заплатил, а меня ущемили. Я считаю, это неправильная норма.
– Почему, на ваш взгляд, Институт экономики города не вводит в Жилищный кодекс схему «прямых договоров»?
– У него концепция. Концепция заключается в следующем. Ответственным за весь комплекс предоставляемых услуг должна быть организация, обслуживающая многоквартирный дом.. По Жилищному кодексу – и это совершенно правильно – может быть только одна организация. Вот она должна отвечать за все. Это позиция, которую они провели, как концепцию. Но у этой позиции есть единственный изъян, который касается принципов расчетов. Очень много организаций – если мы говорим об управляющих компаниях – создавалось, чтобы брать деньги и исчезнуть. Во многих случаях не было контроля надлежащего – не было возможности, собственники этого не могут делать. Этот период показал, что эта норма может быть применена на каком-то следующем этапе, сейчас же это проблема, создали проблему.
– Как введение «прямых расчетов» отразится на работе управляющих компаний?
– Управляющие компании, мне кажется, мечтают об этом. А да, почему еще концептуально Институт экономики города подошел к этому вопросу – там считали, что при этом уменьшаются расходы на обслуживание процесса сбора платы. Т.е. лучше одна организация будет собирать всю плату, чем пять организаций – каждая свою. На самом деле, когда организация заинтересована в получении денег себе, она найдет способы сокращения затрат. Когда нет – через управляющую организацию либо через расчетно-кассовые центры – заинтересованность в увеличении доходной части не возникает. Сколько заплатили – столько заплатили. Мотивация не такая уж большая. Допустим, 95% заплатили, а 5% не заплатили, но за каждый процент дополнительной оплаты, требуется работа. И затраты на эту работу очень большие. Когда ресурсоснабжающая организация эту плату получает, тогда, соответственно, у нее есть мотивация. Есть один момент, который может быть сейчас учтен, потому что в Жилищный кодекс будут вносить изменения. И если его внесут, тогда прямые расчеты вообще не нужны. Жилищным кодексом предусматривается единый тариф на ресурсоснабжение и оказание коммунальных услуг. Принципиально неправильная позиция. Я считаю, это ошибка. Либо то, либо другое. Если единый тариф – ресурсоснабжающая организация должна иметь право предъявлять его. Если тарифы разные, тогда ресурсоснабжающая организация может сказать: «А я хочу стать на этом рынке поставщиком коммунальных услуг от стены дома до потребителя. И получать за эту дельту разницу в тарифах». Сейчас в Жилищном кодексе могут быть изменения, связанные с этим. Т.е. тариф на коммунальную услугу будет выше, чем тариф на ресурсоснабжение. Допустим, 10 рублей за кубометр воды на стене дома, 11 рублей – на кране. Рубль – это та дополнительная плата, которую управляющая организация получает себе, покупая оптом, продавая в розницу. Вот если так будет, тогда я считаю, все будет нормально.